Финансовое планирование в 1С
Функционал по финансовому планированию, реализованный на базе платформы «1С:Предприятие», присутствует в нескольких конфигурациях, благодаря чему можно подобрать оптимальное решение для автоматизации финансовых процессов в зависимости от структуры, сферы деятельности и сложности бизнес-процессов организации:
- 1С:ERP Управление предприятием 2.0;
- 1С:Управление торговлей 10.3 и 11;
- 1С:Комплексная автоматизация;
- 1С:Бухгалтерия 8.3;
- 1С:Управление нашей фирмой.
Рассмотрим процедуру настройки финансового планирования на примере 1С:Бухгалтерия.
- Для запуска процедуры настройки надо перейти в раздел Главное → Настройки → Функциональность.
- На вкладке «Расчеты» проставьте галочки в строках «Планирование платежей поставщикам» и «Планирование платежей от покупателей».
- После этого в документах «Реализация (акты, накладные)» и «Поступление (акты, накладные)» отобразятся данные о текущих сроках оплаты.
- Если перейти по ссылке в блоки «Расчеты», откроется окно, где доступно изменение сроков оплаты.
- На вкладке «Счет покупателю» также можно определить сроки оплаты.
- По нажатию на кнопку со знаком вопроса рядом с полем даты откроется подсказка.
- Настройка сроков платежей предусмотрена в пункте «Продажи» раздела «Настройки».
- В окне можно установить шаблонные сроки оплаты долга и счетов покупателями. Суммы, не начисленные в срок, будут считаться просроченной задолженностью, если в договоре не прописан другой порядок расчетов.
- Аналогично в пункте «Покупки» раздела «Настройки» можно задать сроки оплаты поставщикам.
- В разделе «Администрирование» также можно задать настройки установки сроков оплаты.
- Если сроки оплаты определяются договором, в разделе «Расчеты» нужно включить признак «Установлен срок оплаты».
- Платежный календарь предназначен для отслеживания планируемых поступлений и расходов, а также остатка денежных средств. Располагается он в подразделе «Планирование» раздела «Руководителю».
- Платежный календарь – это прогнозный отчет с информацией о взаиморасчетах с поставщиками, покупателями, уплате налогов и т.д. Нужно задать период, за которое нужно посмотреть план платежей, и нажать на кнопку «Сформировать».
- В отчете за заданный период демонстрируются ожидаемые оплаты от покупателей, утвержденные платежи поставщикам, просроченные платежи с возможностью просмотра детализации по ним.
- При наличии в заданном периоде задолженности покупателей в левой части окна отображается ее объем.
- При переходе по ссылке с количеством просроченных платежей открывается окно для анализа задолженности и внесения изменений.
- Источники задолженности выделены разными цветами: зеленый – оплата от покупателей, желтый – платежи от поставщиков, красный – налоги и взносы, синий – зарплата.
- При переходе по ссылке с суммой задолженности указано, из каких статей она складывается. На экране приведен пример детализации задолженности по налогам и зарплате.
- Перейти к просмотру первичного документа можно из платежного календаря. Чтобы перенести дату платежа, нужно выделить ячейку и выбрать пункт «Перенести на другой день».
- В открывшемся окне достаточно выбрать из календаря новую дату оплаты.
- Реализованы напоминания о сроке оплаты регулярных платежей. Предварительно нужно выполнить настройку платежа в документе «Платежное поручение», перейдя по ссылке «Повторить платеж».
- В открывшемся окне нужно указать дату платежа и установить его периодичность.
- После сохранения настроек в списке задач в пункте меню «Задачи» раздела «Главное» отобразится напоминание об оплате.
- Если в карточке контрагента указан e-mail, ему можно из программы отправить электронное письмо о необходимости оплаты. Текст письма формируется автоматически, его можно отредактировать перед отправкой.







Рис.9. Настройка сроков оплаты долга


Рис.11. Настройка срока оплаты поставщикам










Рис.23. Выбор новой даты оплаты





Для чего используют план-фактный отчет
План-фактный анализ помогает финансистам проверить правильность ранее произведенных расчетов, обосновать для руководства причины появления у компании убытков, показать, из чего сформирована прибыль, и предложить рациональные бизнес-решения. Анализ может выполняться в масштабе всей компании, отдельных центров финансовой активности, проектов или направлений деятельности.
В 1С имеется отчет «План-фактный анализ продаж» – он позволяет оценить пропорции планируемых и фактических продаж за период. Он выглядит как сравнительную таблицу фактических и плановых показателей по продажам в разрезе номенклатуры и номенклатурных групп, с возможностью расшифровки по организации и документам-регистраторам. Отчет выполняется по количеству и сумме, либо по одному из этих показателей.
Методы план-фактного анализа продаж в 1С
В 1С план-фактный анализ продаж работает на основе уже готовых планов продаж и сведениях о состоявшихся продажах. Можно сравнить план с фактом по сумме, весу, количеству, в разрезе номенклатур, подразделений и работы конкретных менеджеров. Инструменты 1С позволяют подготавливать аналитику по реализации плана ежедневно, ежемесячно, в виде прогноза на будущее.
Стандартный метод план-фактного анализа продаж в 1С основывается на наличии ассортиментной матрицы товара, внесенной в 1С вместе с количественными планами продаж каждой позиции. Фактом продаж считаются осуществленные хозяйственные операции – например, документ «Реализация товаров и услуг». На основании внесенного плана и факта продаж формируется отчет со сводной аналитикой. Этот метод подходит компаниям, где ассортимент товаров достаточно стабилен, поскольку в отчет не попадают новые позиции, введенные в оборот в текущем периоде. План жестко привязан к количеству товара и слабо адаптирован к изменению покупательского спроса.
Альтернативный метод более гибкий, он базируется на заказах покупателей и реализации по ним. Возвраты покупателей из план-факта исключены. Отчет демонстрируется только по выполнению заказов текущего периода, поэтому сравнение периодов невозможно. Построить план по сбыту отдельных групп и единиц товара при таком методе невозможно.