2 марта 2023

Производство в 1C:ERP: механизмы, возможности и преимущества подсистемы

«1C:ERP Управление предприятием 2» позволяет объединить все производственные операции и бизнес-процессы в единую информационную систему. Решение было создано на базе «1С:Управление производственным предприятием». На сегодня 1С:ERP является единственным программным решением, имеющим адаптированную под все процессы встроенную подсистему «Производство».

Главное о подсистеме «Производство» в 1C:ERP

Встроенный модуль «Производство» в 1C:ERP — программное решение, которое позволяет вести планирование, диспетчирование и учет полного производственного цикла. Управление производством посредством ERP-системы — это возможность быстро устанавливать и менять приоритеты выполнения заказов, реагировать на любые отклонения от графика, эффективно распределять ресурсы и, как следствие, оптимизировать издержки.

Решение 1C:ERP может использоваться для управления промышленной компанией, работающей в любой сфере экономики. Реализованных в этой программе возможностей достаточно и для среднего, и для крупного предприятия.

К основным механизмам управления производством в ERP-системе можно отнести:

  • детальный учет всех операций цикла изготовления продукции;
  • двухуровневое планирование производственных процессов;
  • создание заказов и отслеживание хода их выполнения на каждом этапе;
  • отгрузка на склад готовой продукции без заказов;
  • хранение и обработка сведений о всех ресурсах компании;
  • управление материальными и трудовыми ресурсами;
  • составление графиков работы отдельных подразделений и рабочих центров;
  • создание маршрутных листов.

Подсистема 1С:ERP «Производство», как и другие встроенные модули, создана с учетом актуального законодательства и требований к оформлению локальных нормативных актов и учетной документации.

Планирование и учет производства в 1С:ERP

В версии 1C:ERP 2.4, а также в более поздних версиях, реализованы сразу три методики учета производственного процесса:

  • Без планирования графика производства — самый простой способ учета, который предполагает, что этапы процесса изготовления продукта не привязываются к строгим срокам. Работы выполняются подразделениями по заданному алгоритму согласно указанной очередности.
  • Планирование по материальным ресурсам — методика, более всего подходящая для управления новыми проектами. Ее суть состоит в расчете графика производства продукции исходя из имеющихся материальных и трудовых ресурсов. При планировании в программе задаются сроки выполнения каждого из этапов изготовления продукции. Доступность производственных мощностей не учитывается.
  • Планирование по материальным и производственным ресурсам — метод, использующийся на крупных предприятиях для автоматизации управления одним либо сразу несколькими производственными циклами. Данный способ планирования подразумевает расчет графика производства с учетом материально-технических ресурсов, доступности рабочих центров и производственных мощностей.

Использование третьей методики планирования подразумевает настройку двух этапов производства в 1C:ERP — межцехового и внутрицехового. В межцеховом планировании устанавливаются графики работы для разных цехов и производится оптимизация использования трудовых ресурсов. Цель данного планирования — сформировать такой график, при котором цеха будут равномерно загружены на всех этапах производственного процесса.

После того, как нагрузки между разными цехами распределены, приходит очередь внутрицехового планирования производства ERP. План составляется для каждого из цехов отдельно. Он может включать и этапы выполнения задачи для каждого подразделения, и параллельную загрузку для разных рабочих центров внутри одного цеха.

В 1C:ERP Производство 2.5 реализованы автоматизированные механизмы контроля производственных этапов — локальные диспетчера. Их функции доступны в подразделах «Диспетчирование этапов», «Управление очередью заказов» и «Заказы на производство». Там составляется расписание работ для разных подразделений, указывается потребность в ресурсах для каждого отдельного этапа производства, формируются маршрутные листы и пр. В случае отклонения от графика соответствующее предупреждение появится именно в одном из этих «‎диспетчерских» подразделов.

Управление ресурсами предприятия в 1С:ERP

Учет и управление производством в ERP охватывает все этапы цикла изготовления продукции. Эти этапы отражаются в разделе «Ресурсная спецификация». Данный раздел содержит детальное описание технологического процесса, а также перечень и количество всех ресурсов, необходимых для производства того или иного продукта. В программе реализованы механизмы для составления трех типов ресурсных спецификаций:

  • изготовление, сборка (выбирается в случае, если суть производства состоит в изготовлении готового продукта из сырья или сборки изделий из заготовок);
  • ремонт (спецификация для ремонтного производства);
  • разборка, утилизация (тип спецификации, предусмотренный для производственных процессов, направленных на разборку либо на утилизацию продукции).

Ресурсная спецификация составляется для каждого вида продукта, что изготавливается на предприятии. В спецификацию необходимо включить перечень материалов и сырья, а также объем трудозатрат, необходимых для выпуска партии продукции. Отдельно в специальной вкладке формируется список готовых изделий и возвратных отходов.

Обязательный этап составления ресурсной спецификации — перечисление всех рабочих центров, задействованных в производственном цикле. Под рабочим центром в ERP подразумевается единица оборудования и труд персонала, использующего это оборудование для проведения технологических операций. К примеру, в качестве рабочего центра может рассматриваться отдельный станок, производственная линия, участок, цех.

После создания ресурсной сертификации можно настраивать маршрутные карты — подробные схемы технологических операций, которые выполняются на одном этапе производства. Создавая карты, важно не забывать указывать подразделение, что будет использовано для пооперационного планирования.

Регистрация выпуска продукта по схеме производства без заказов

В системе ERP производство без заказа реализуется предельно просто. Чтобы оформить отгрузку готовой продукции на склад, нужно воспользоваться подразделом Оформление производства без заказов (раздел Внутрицеховой учет). При заполнении документов учета производства можно выбрать 2 варианта выпуска продукции:

  1. Производство без заказа на склад (обязательно указывается склад, куда отгружается готовый продукт);
  2. Распределение возвратных отходов (готовые изделия не передаются на склад, а списываются на ту или иную статью расходов).

Помимо отгрузки продукции, изготовленной без предварительного планирования, в версиях ERP производство 2.5 и 2.4 также предусмотрен учет движения товаров, материалов и сырья внутри предприятия. Во вкладке Движение продукции и материалов можно сформировать документы, отражающие возврат товаров на склад, перемещение заготовок или продуктов между филиалами и пр.

Формирование заказов на производство

Сформировать заказ на производство в 1C:ERP можно в соответствующей вкладке раздела Межцеховое управление. При переходе в консоль программа предложит указать все данные, касающиеся заказа:

  • статус и приоритет;
  • номер и дату формирования заявки;
  • спецификацию и маршрутную карту;
  • название производственной операции;
  • сведения об организации-заказчике;
  • подразделение, на которое возлагается контроль за выполнением;
  • этапы производства.

На основании предоставленной информации программа запланирует график производства. Также параллельно будут сформированы заказы для обеспечения потребностей рабочих центров, которые будут выполнять производственную задачу (заказ на поставку материально-технических ресурсов от поставщиков, сырья со склада или с другого филиала, пр).

В программе 1C:ERP производство по заказу можно оформить как без настройки дополнительных этапов, так и пошагово. Если заказ касается изготовления одной партии продукции, а производственный цикл короткий, допускается не выполнять разбивку процесса изготовления продукта на этапы. В противном случае следует открыть вкладку с расширенными настройками заказа, выбрать пункт Структура заказа и сформировать нужное число этапов. Также важно не забыть зарезервировать сырье и ресурсы для обеспечения каждого этапа производственного цикла.

Электронный документооборот

Учет производства крупных предприятий — самый сложный вид бухучета, ведь в первичных документах должны быть отражены абсолютно все материально-технические и трудовые ресурсы, производственные мощности, движение материалов, заготовок и готовых изделий, пр. При этом законодательство выдвигает строгие требования к оформлению всей первичной документации.

Подсистема Производство программы 1С:ERP позволяет автоматизировать не только планирование и диспетчирование всех этапов изготовления продукции, но и ведение учета. Все операции и заказы, которые проводятся через систему, сопровождаются формированием первичной документации.

К примеру, при передаче сырья или заготовок со склада в производственный цех в соответствующей вкладке автоматически формируется Требование-накладная. Если же в ERP оформляется производство без заказа с последующей отгрузкой на склад, система формирует акты выполненных работ, приемо-сдаточные накладные, документы складского учета.

Внедрение 1С:ERP на производственном предприятии

Программное решение «‎1С:ERP Управление предприятием 2» специалисты 1С разрабатывали совместно с руководителями крупных производств. Разработчики ставили перед собой цель создать универсальную технологическую платформу, которая позволила бы автоматизировать управление всеми производственными процессами на любом промышленном предприятии.

Поставленная цель была достигнута, ведь внедрение ERP-системы на производстве позволяет достичь таких целей:

  • создать гибкую систему оперативного управления всеми бизнес-процессами;
  • детально планировать оперативные операции и бизнес-процессы;
  • точно рассчитывать себестоимость как готовой продукции, так и полуфабрикатов на всех этапах производства;
  • эффективно использовать ресурсы компании;
  • контролировать выполнение нормативов;
  • сократить себестоимость продукции за счет оптимизации использования ресурсов и исключения из производственного процесса лишних операций;
  • обеспечить своевременное выполнение заказов и поставку продукции клиентам.


Внедрение ERP-системы для управления производством всегда осуществляется в несколько этапов. На первом этапе разрабатывается проект системы для конкретного предприятия, готовятся решения и спецификации. При разработке проекта учитывается специфика бизнес-процессов компании, анализируются требования заказчика. 

После того, как «‎черновой» вариант системы будет готов, он проходит несколько этапов тестирования. Выявленные во время тестов неточности и недочеты устраняются, система дорабатывается и совершенствуется. Когда программное решение будет внедрено, происходит обучение пользователей (работников предприятия) и начинается его промышленная эксплуатация.

Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Компания Первый БИТ проявился себя как компетентный разработчик программных решений и надёжный партнёр по автоматизации финансовых процессов и управленческого учёта. Мы довольны функционалом и качеством программы "БИТ.ФИНАНС. Управленческий учёт" и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Ю.А. Гущина
финансовый директор
Выражаем благодарность специалистам Ernst & Young и Первого Бита за ответственный подход к решению масштабных задач, поиск решения для любой задачи, соблюдение сроков и договорённостей.
Михаил Юрьевич Логанов
генеральный директор
«Операционный департамент получил удобный механизм для внесения в систему данных о товарах и формирования заказов поставщику, в системе вносятся плановые данные по ОТВ, отслеживаются все складские движения товаров, рассчитывается рентабельность продаж с учётом разнесённых дополнительных затрат, реализована интеграция со сторонними системами».
Всеволод Бурмистров
Руководитель группы контроля бизнес-процессов Shopping Live