31 июля 2023

Управление бюджетом проекта строительства

Обзор функциональных возможностей российских программных продуктов, которые позволяют автоматизировать и управлять бюджетом в строительстве.


Что включает в себя бюджет проекта строительства

Бюджетирование — это система управления финансами предприятия, осуществляемая путем разработки и реализации взаимосвязанных бюджетов, отражающих в количественном и/или стоимостном выражении контролируемые аспекты деятельности.

Бюджетирование используется для достижения следующих целей:

  • повышение эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами;
  • оптимизация процесса принятия экономически взвешенных бизнес-решений;
  • оценка возможных последствий бизнес-решений.

В реалиях рынка особенность бюджетирования в строительных компаниях состоит в том, что планирование производится не от предполагаемого объема продаж, а от намеченных объемов строительства. Специфика обусловлена необходимостью предоставления сметы для получения площадей под застройку и утверждения исходно-разрешительной и сметной документации. Строительные организации, наряду с такими стандартными для всех предприятий бюджетами, как бюджет доходов и расходов, движения денежных средств, составляют еще и бюджет проекта. На нем мы и сконцентрируемся в этой статье.

Бюджет проекта включает в себя план затрат, необходимых для эффективной реализации проекта, в стоимостном выражении, и план доходов. Основные статьи затрат бюджета проекта: затраты на покупку материалов, услуги сторонних организаций, машины и механизмы, ФОТ, затраты на землю, проект, экспертизы.

Вначале бюджет проекта составляется в первом приближении, с примерными статьями расходов и ценами. На практике чаще всего после этого этапа принимается решение о запуске проекта или отказе от него.

Бюджет строительного проекта состоит из доходной и расходной частей или из платежей и поступлений. Доходы — это активы, которые планируется получить от продажи объекта строительства. Расходы — это все затраты на реализацию проекта, в том числе издержки на этапах проектирования, строительства, гарантийного обслуживания объекта, если это предусмотрено договором.

Как контролировать исполнение бюджета проекта в строительстве

Необходимо постоянно осуществлять контроль за исполнением бюджета проекта в стоимостном и натуральном выражении. Для этого руководитель проекта выявляет отклонения, анализирует их, при необходимости разрабатывает мероприятия по их устранению и/или вносит предложения по корректировке бюджета.

Также нужно проверять, соответствуют ли плану объем и стоимость фактически выполняемых на объекте работ, актуальны ли цены на используемые строительные материалы и оборудование.

Контроль оплаты по строительному проекту

Для контроля платежей по работам рекомендуем принимать заявки на оплату по каждой конкретной работе либо заблаговременно (если нужно закупить материалы или внести иную предоплату), либо с момента ее начала и до окончания. Финальный расчет по полностью выполненной работе надежнее производить после подписания акта сдачи-приемки, либо распоряжения финансовой службы или руководства компании.

Каждый перерасход рассматривается индивидуально на предмет обоснованности. В случае получения положительного решения по оплате перерасхода, финансировать его предстоит из резерва, если он был предусмотрен в бюджете или его объема хватает для закрытия «дыр». Если нет — корректировать бюджет.

Списывать средства по выполненной работе в счет оплаты будущих работ нежелательно, так как к их началу денег может просто не хватить, и тогда проблемы разрастаются как снежный ком.

Обратим ваше внимание на то, что перед перечислением денег подрядчикам или оплатой материалов в соответствии с бюджетом проекта стоит убедиться, что выполнены все зафиксированные условия договора, соблюдены графики платежей и начислений.

Контроль расходов строительного проекта

Контролировать исполнение плана расходов строительного проекта можно посредством план-факт отчета, формировать который следует ежемесячно или еженедельно.

Источниками информации для подготовки отчета служат:

  • бюджет проекта;
  • акты о приемке выполненных работ;
  • справки о стоимости выполненных работ и затрат;
  • прочие документы, которые в компании служат основанием для списания расходов на проект.

Если на выполнение какой-либо из работ за отчетный период было потрачено больше денег, чем запланировано, необходимо выяснить у руководителя проекта или директора по строительству, возможно ли сохранить общий размер бюджета без ущерба для сроков, объема и качества. Если да, допустимо соразмерно сократить бюджет на оставшийся период. Если нет, нужно проанализировать, вырастут ли расходы по данному виду работ и в последующие периоды, могут ли наступить риски существенного сдвига сроков. Вероятно, если возрастание трат неизбежно, придется скорректировать бюджет проекта.

Автоматизация бюджетирования строительного проекта

Для эффективной организации управленческого учета в строительстве существуют программы, осуществляющие автоматизацию всех процессов, в частности, бюджетирования. Программный продукт, разработанный с учетом отраслевой специфики, безошибочно учтет и проконтролирует каждый аспект бюджетирования и финансового планирования.

Информационная система предоставляет достоверные сведения о том, в какие сроки будут проводиться запланированные работы, достаточно ли для нее денег в наличии, от кого ожидать финансовых средств и кому их потребуется перевести. Все поправки в бюджеты вносятся быстро и точно, без длительных перерасчетов вручную.

Внедрение программы по автоматизации бюджетирования дает возможность значительно увеличить эффективность и прозрачность управления проектом строительства.

Бит.Строительство/ Казначейство и бюджетирование

Модуль «Казначейство и бюджетирование» системы Бит.Строительство применяется для минимизации числа незапланированных платежей, роста точности консолидации и планирования фактических бюджетов по всей деятельности строительной компании, договорам, отдельным проектам.

Основные функции модуля:

  • разработка прогнозного баланса;
  • контроль над различными бюджетами: инвестиций, движения денежного потока, доходов и расходов, операционных затрат, продаж и закупок, запасов;
  • плановый и фактический анализ прибыли и затрат, осуществляемый в разрезе ЦФО и возводимых объектов;
  • разработка графиков платежей для недопущения кассовых разрывов.

Модуль позволяет планировать бюджеты «сверху-вниз» и «снизу-вверх», формировать бюджеты проектов за все необходимые отрезки времени. Автоматически, быстро и безошибочно в модуле учитываются действия и демонстрируется актуальная информация по бюджетам.

Подсистема бюджетирования в 1С:ERP Управление строительной организацией 2

Подсистема «Бюджетирование» в программном продукте «1С:ERP Управление строительной организацией 2» (УСО 2) помогает вырабатывать оптимальные решения и контролировать достижение финансовых целей компании. Она предназначена для составления бюджетов разных типов: доходов и расходов, денежных средств, план продаж, производственная программа, сводный бюджет по группе компаний и др.

Основные функциональные возможности:

  • моделирование финансовых планов с учетом имеющихся ресурсов и возможностей по привлечению дополнительного капитала;
  • учитывать данные из других источников при построении бизнес-модели бюджетирования;
  • оперативный контроль над расходованием денежных средств в момент формирования заявки на их выплату;
  • сравнение прогнозных и фактических данных финансового состояния предприятия с возможностью использования различных сценариев;
  • скользящее планирование, при котором осуществляется последовательный сдвиг периода планирования на величину, кратную периодичности планирования;
  • анализ бизнес-модели с использованием трех различных типов бюджетных отчетов;
  • формирование регламентов бюджетирования;
  • рабочее место «Монитор бюджетного процесса», помогающее своевременно увидеть отклонения от поставленных задач управления, отставание от сроков бюджетной кампании, установить причины и принять меры по повышению эффективности.

Подсистема предусматривает контроль всех процессов товарного планирования, осуществляемого параллельно с планированием производства, закупок и продаж в качестве единого процесса.


Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«БИТ.ФИНАНС.МСФО обеспечил решение всех актуальных для нас задач. Проект был выполнен с соблюдением высоких проектных стандартов, в установленный срок и с соблюдением бюджета. Внедрение позволило оптимизировать трудозатраты, повысить прозрачность отчётности и операций».
Ольга Соколова
Финансовый директор "Связь ВСД"
«Требовался удобный инструмент для формирования и сдачи отчетности в соответствии с PCG и французскими стандартами. Мы хотели получить единую систему, которая позволила бы автоматизировать новый учет и транспортировать данные в корпоративную ERP-систему. БИТ.ФИНАНС на отлично справился с поставленными задачами».
Анна Белоусова
главный бухгалтер ООО «Иннотек»
«В ходе проекта был проявлен высокий профессионализм в решении методологических, IT и управленческих задач нашей Группы компаний».
А. А. Рюмин
заместитель финансового директора «РКС Девелопмент»