Содержание
Что включает в себя бюджет проекта строительства
Бюджетирование — это система управления финансами предприятия, осуществляемая путем разработки и реализации взаимосвязанных бюджетов, отражающих в количественном и/или стоимостном выражении контролируемые аспекты деятельности.
Бюджетирование используется для достижения следующих целей:
- повышение эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами;
- оптимизация процесса принятия экономически взвешенных бизнес-решений;
- оценка возможных последствий бизнес-решений.
В реалиях рынка особенность бюджетирования в строительных компаниях состоит в том, что планирование производится не от предполагаемого объема продаж, а от намеченных объемов строительства. Специфика обусловлена необходимостью предоставления сметы для получения площадей под застройку и утверждения исходно-разрешительной и сметной документации. Строительные организации, наряду с такими стандартными для всех предприятий бюджетами, как бюджет доходов и расходов, движения денежных средств, составляют еще и бюджет проекта. На нем мы и сконцентрируемся в этой статье.
Вначале бюджет проекта составляется в первом приближении, с примерными статьями расходов и ценами. На практике чаще всего после этого этапа принимается решение о запуске проекта или отказе от него.
Бюджет строительного проекта состоит из доходной и расходной частей или из платежей и поступлений. Доходы — это активы, которые планируется получить от продажи объекта строительства. Расходы — это все затраты на реализацию проекта, в том числе издержки на этапах проектирования, строительства, гарантийного обслуживания объекта, если это предусмотрено договором.
Как контролировать исполнение бюджета проекта в строительстве
Необходимо постоянно осуществлять контроль за исполнением бюджета проекта в стоимостном и натуральном выражении. Для этого руководитель проекта выявляет отклонения, анализирует их, при необходимости разрабатывает мероприятия по их устранению и/или вносит предложения по корректировке бюджета.
Также нужно проверять, соответствуют ли плану объем и стоимость фактически выполняемых на объекте работ, актуальны ли цены на используемые строительные материалы и оборудование.
Контроль оплаты по строительному проекту
Для контроля платежей по работам рекомендуем принимать заявки на оплату по каждой конкретной работе либо заблаговременно (если нужно закупить материалы или внести иную предоплату), либо с момента ее начала и до окончания. Финальный расчет по полностью выполненной работе надежнее производить после подписания акта сдачи-приемки, либо распоряжения финансовой службы или руководства компании.
Каждый перерасход рассматривается индивидуально на предмет обоснованности. В случае получения положительного решения по оплате перерасхода, финансировать его предстоит из резерва, если он был предусмотрен в бюджете или его объема хватает для закрытия «дыр». Если нет — корректировать бюджет.
Обратим ваше внимание на то, что перед перечислением денег подрядчикам или оплатой материалов в соответствии с бюджетом проекта стоит убедиться, что выполнены все зафиксированные условия договора, соблюдены графики платежей и начислений.
Контроль расходов строительного проекта
Контролировать исполнение плана расходов строительного проекта можно посредством план-факт отчета, формировать который следует ежемесячно или еженедельно.
Источниками информации для подготовки отчета служат:
- бюджет проекта;
- акты о приемке выполненных работ;
- справки о стоимости выполненных работ и затрат;
- прочие документы, которые в компании служат основанием для списания расходов на проект.
Если на выполнение какой-либо из работ за отчетный период было потрачено больше денег, чем запланировано, необходимо выяснить у руководителя проекта или директора по строительству, возможно ли сохранить общий размер бюджета без ущерба для сроков, объема и качества. Если да, допустимо соразмерно сократить бюджет на оставшийся период. Если нет, нужно проанализировать, вырастут ли расходы по данному виду работ и в последующие периоды, могут ли наступить риски существенного сдвига сроков. Вероятно, если возрастание трат неизбежно, придется скорректировать бюджет проекта.
Автоматизация бюджетирования строительного проекта
Для эффективной организации управленческого учета в строительстве существуют программы, осуществляющие автоматизацию всех процессов, в частности, бюджетирования. Программный продукт, разработанный с учетом отраслевой специфики, безошибочно учтет и проконтролирует каждый аспект бюджетирования и финансового планирования.
Информационная система предоставляет достоверные сведения о том, в какие сроки будут проводиться запланированные работы, достаточно ли для нее денег в наличии, от кого ожидать финансовых средств и кому их потребуется перевести. Все поправки в бюджеты вносятся быстро и точно, без длительных перерасчетов вручную.
Внедрение программы по автоматизации бюджетирования дает возможность значительно увеличить эффективность и прозрачность управления проектом строительства.