Содержание
Управление проектами в строительстве: как контролировать и взаимодействовать с подрядчиками
По мере развития компании или в процессе строительства крупного объекта зачастую выявляются проблемы с ресурсами. Это связано с появлением большого количества подрядчиков, взаимодействием с которыми необходимо управлять. Среди них изыскатели, проектировщики, строители, поставщики, и каждый из них представляет свои интересы, нередко входящие в противоречие с интересами остальных.
Обычная ситуация — когда практически каждый участник проекта строительства параллельно занимается другими объектами, распределяя время и внимание между ними. Это узкое место: риски, связанные с человеческим фактором, и влияющие на эффективность строительства, бюджет и сроки, велики.
Многие подрядчики честны и проблем при сотрудничестве с ними не возникает. Но практика показывает, что недобросовестное поведение подрядчиков — не редкость. Невыполнение взятых на себя обязательств и просчеты такие подрядные организации умело прикрывают документально оформленными актами, запросами, перепиской, фальсифицированными чеками и прочей доказательной базой. Если заказчику нечем на это ответить, ему придется взять финансовое и репутационное бремя за решение созданных подрядчиком проблем на себя. В случае, когда не получается прийти к договоренности, будут судебные разбирательства, которые выиграет сторона, своевременно озаботившаяся документальными свидетельствами своей правоты.
Поэтому автоматизация взаимодействия с подрядчиками — это не только удобство и повышение эффективности строительного проекта, но и крепкая доказательная база на случай возникновения разногласий и выявления недобросовестности подрядной организации.
Эффективная организация взаимодействия с подрядчиком
Слаженная, согласованная работа всех участников строительства — залог успешной и своевременной сдачи объекта в эксплуатацию. Важна и максимально возможная автоматизация бизнес-процессов: она помогает структурировать взаимодействие между участниками проектной группы, сэкономить массу времени на выставление счетов, отправку уведомлений, формирование отчетности, постановку задач и реализацию других рутинных операций.
От продуктивной работы с подрядчиками непосредственно зависит результативность проекта. Выделим основные направления взаимодействия с исполнителями:
![]() |
распределение зон ответственности между сторонами; |
![]() |
организация работы и размещения проектной группы; |
![]() |
формирование действенных и понятных для всех участников проекта механизмов обмена информацией, принятия решений и разрешения разногласий; |
![]() |
создание атмосферы командной работы, доверия и ориентации на успех, разработка процедур для выхода из конфликтных ситуаций; |
![]() |
передача навыков и информации от инжиниринговой компании проектной группе заказчика (если этот процесс предусмотрен соглашением сторон). |
Исходя из передового опыта, рекомендуется устанавливать внутренние правила работы, которые определяют роли и ответственность сотрудников заказчика и подрядчика, отвечающих за разные виды работ. В правилах следует указать список решений, обязательных для согласования с заказчиком, определить сроки согласования и сформулировать схему действий при отклонении от договоренностей.
Какой сервис выбрать для управления подрядчиками в строительстве
На российском рынке представлен большой спектр специализированных систем для автоматизации процессов, связанных именно со строительством. Учет отраслевой специфики делает эти решения более эффективными, чем универсальные ERP-системы.
Выбирая сервис, рекомендуем обратить внимание на следующие факторы:
- Удобный интерфейс, простота настройки, возможность получить квалифицированное сопровождение внедрения.
- Пул готовых шаблонов и возможность их быстрой кастомизации.
- Возможность расширения функционала за счет интеграции с другими системами.
- Гибко настраиваемая система уведомлений по разным каналам связи.
- Широкий функционал, направленный на прозрачность взаимодействия внутри рабочей команды.
- Возможность предоставления различных прав доступа и распределения ролей.
Перечислим проверенные и востребованные решения, среди которых можно подобрать наиболее подходящую по функционалу, интерфейсу и бюджету систему.
Бит.Строительство
Основные направления деятельности, которые автоматизирует модуль:
- все бухгалтерские и налоговые процессы подрядных организаций;
- финансовое планирование и бюджетирование;
- управление движением денежных средств. включая пообъектный расчет зарплаты;
- управление автотранспортом, ГСМ, талонами, топливными картами, путевыми листами;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности подрядной организации.
Остановимся подробнее на функциональных возможностях модуля «Бит.Строительство/Подрядчик». Модуль предназначен для автоматизации бухгалтерского и налогового учета подрядных организаций, содержит инструменты, существенно расширяющие функционал типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 8» и облегчающие ведение учета в строительной организации. Помимо основных возможностей, связанных с учетом затрат, материалов и взаиморасчетов, в модуле предусмотрен функционал, соответствующий отраслевым требованиям и стандартам:
- предоставление материалов субподрядчикам по давальческой схеме;
- гарантийные удержания как перед заказчиком, так и с субподрядчиком;
- отчет подрядчика об использовании материалов;
- принятие сдельных работ;
- взаиморасчеты с учетом условий договора подряда;
- контроль выполнения работ относительно КРП (при совместной работе с решением 1С:УСП);
- заказ СМиМ у сторонних компаний (при интеграции с решением 1С:Механизация и автотранспорт);
- мониторинг движения материалов по складам с детализацией по направлениям (при совместной работе с решением 1С:Снабжение и склад).
Встроенный в модуль блок отчетности позволяет проанализировать данные по выполнению, прибыльности, рентабельности и затратам каждого объекта строительства. По данным, поступающим в отчет, можно составить анализ оплат в разрезе объектов и контрагентов как с заказчиками, так и с подрядчиками. Автоматическая рассылка, сформированная согласно расписанию, существенно экономит время на формирование и отправку отчетности.
1С:ERP Управление строительной организацией 2
«1С:ERP Управление строительной организацией 2» обеспечивает реализацию следующих возможностей:
- совместная работа всех служб предприятия;
- повышение эффективности управления;
- анализ, планирование и гибкое управление ресурсами компании;
- оперативное управление строительно-монтажными работами;
- комплексное планирование, контроль и учет доходов и расходов;
- эффективное использование инвестиционных средств;
- своевременное обеспечение информацией ответственных лиц, управляющих и руководства предприятия;
- возможность интеграции с BIM-системой предприятия.
Работа с подрядчиками учитывается в таких аспектах, как планирование закупок, формирование документации, приемка работ и прочих. Механизм позволяет «включать» или «выключать» различные функциональные части, не прибегая к программированию.
1С:Подрядчик строительства. Управление строительным производством
Среди отраслевых функциональных возможностей выделим следующие:
- Календарное планирование работ и ресурсов пообъектно с использованием диаграммы Ганта.
- Формирование недельно-суточных графиков работ за любой промежуток времени.
- Анализ хода выполнения, затрат и ресурсов пообъектно.
- Заполнение отраслевых форм КС-2, КС-3, М-29.
- Построение отчета по выполнению календарного плана работ с фактическим анализом и прогнозированием сроков дальнейшего хода работ в разрезе одного или всех объектов строительства организации.
- Формирование отчета об участии подрядных организаций и сотрудников компании в строительстве.
- Формирование потребностей в материалах на основании плана поставок.
- Анализ выполненных и просроченных заказов и их закрытие.
- Складской учет материалов по материально ответственным лицам, складам и по организации в целом.
- Возможность оформления возврата некачественных материалов поставщику.
- Анализ состояния СМиМ для сбалансированной эксплуатации по объектам.
- Построение графиков движения рабочей силы.
Реализованы такие сервисные возможности, как разделение прав доступа, постановка задач другим пользователям, автоматическое резервное копирование базы. Для работы с системой можно использовать не только веб-интерфейс, но и мобильное приложение.