13 сентября 2023

Автоматизация бюджетирования в 1С

Автоматизация процесса бюджетирования подразумевает внедрение специализированного программного продукта, позволяющего целостно строить, планировать и контролировать бюджеты. Глубокому разбору этой темы и посвящена наша статья.

Что такое процесс бюджетирования?

Бюджетирование – это комплекс финансовых процедур, включающих в себя составление, исполнение, контроль и анализ выполнения плана доходов и расходов организации за заданный период.

Процесс бюджетирования представляет собой элемент финансового управления, предполагающий согласованную работу подразделений для достижения общей стратегической цели. Сформированные бюджеты охватывают все аспекты хозяйственной деятельности, содержат плановые и фактические данные, и способствуют достижению целей и задач компании по оптимизации затрат и росту прибыли.

Бюджетирование является главным инструментом прогнозирования финансового развития компании, управления финансовыми ресурсами и издержками, и достижения эффективных результатов в этой области. Грамотно построенная система бюджетирования позволяет синхронизировать деятельность различных центров финансовой ответственности (ЦФО) внутри предприятия, отслеживать вклад отдельных структурных единиц в достижение целей и выполнение задач компании.

Единых стандартов для бюджетирования нет, поэтому вести его каждая организация может по-своему. Основными целями бюджетирования являются повышение эффективности и управляемости компании, в частности, рост прибыли. Отлаженные процессы бюджетирования позволяют финансовому директору распределить часть ответственности между руководителями подразделений и не замыкать все финансовые решения на себя.


Консультация по системе бюджетирования


Автоматизация бюджетирования в 1С. Модели внедрения

Бюджетирование в 1С является, по сути, конструктором, позволяющим составлять практически любые варианты бюджетов, наполняя их актуальными именно для вашей компании статьями и детализируя их до нужного уровня аналитики. 1С дает возможность внедрить и автоматизировать какую угодно методологию бюджетирования, решая при этом бизнес-задачи организации. Состав данных и способ их попадания в подсистему «Бюджетирование» в 1С определяется гибкими настройками.

Автоматизация бюджетирования ускоряет поиск нужных данных, осуществляет их анализ в разных разрезах и консолидирует бюджеты без затрат времени и сил. Увеличивается точность, оперативность и качество данных, уходит зависимость от человеческого фактора.

Подсистема «Бюджетирование» имеет точки соприкосновения функционала с блоком «Казначейство» в части лимитирования, а также с блоком «Планирование», поскольку планы могут участвовать и при формировании бюджетов. При необходимости для работы с бюджетами можно задействовать практически любые данные, хранящиеся в 1С.

С чего начать процедуру автоматизации бюджетирования?

  1. Анализ актуального состояния процесса бюджетирования и формирования управленческой отчетности
  2. Cобрать требования к новой системе бюджетирования у руководства и вовлеченных сотрудников
  3. Выбор модели внедрения, оптимизация стратегии по внедрению.

Отработаны два подхода к внедрению системы автоматизации бюджетирования:
  • От программного продукта к методологии. В первую очередь производится выбор программы для автоматизации, осуществляется ее настройка под задачи компании, и затем на ее основе формируется финансовая модель и методология. Этот вариант кажется более простым, поскольку методологию учета не надо продумывать с нуля и затем подстраивать под нее систему. Но практика показывает, что чаще всего он срабатывает либо в небольших компаниях с неосложненным ведением учета, либо в организациях, уделяющих много внимания анализу текущей ситуации с бюджетированием и ожиданиям от будущей системы.
  • От методологии к программному продукту.При таком подходе в компании сначала разрабатываются финансовая модель, методология и регламенты бюджетирования, которые отрабатывают в течение тестового периода в электронных таблицах. Если первые результаты пробного внедрения устраивают, после него переходят к автоматизации, если нет – корректируют методологию и проводят тестирование повторно. На основе методологии составляется техническое задание на систему автоматизации, согласно нему подбирается наиболее подходящий программный продукт, и осуществляются доработки. Такой подход требует вложения значительно больших усилий на этапе анализа и разработки методологии бюджетирования и управленческого учета, общая длительность перехода к новой системе выше, чем при первом подходе – правда, при условии, что в нем правильно выбрана программа. В целом этот вариант считается более надежным и подходящим для крупных и средних предприятий, где ведется многоплановый и сложный учет.

Вне зависимости от выбранного подхода к внедрению, можно выделить основные этапы, без которых автоматизация не состоится:

  • Настройка подсистемы «Бюджетирование», внесение аналитических данных, составляющих статей и показателей отчетов.
  • Создание бюджетных форм.
  • Настройка импорта данных из других подсистем.
  • Регламентация действия пользователей.

В подсистеме реализованы гибкие настройки, поэтому автоматизацию бюджетирования можно осуществлять поэтапно – начать с самых простых, элементарных бюджетов, а затем, протестировав методологию на них и внеся при необходимости корректировки, перейти к более сложным задачам.

Преимущества подсистемы «Бюджетирование»

Подсистема «Бюджетирование» в 1С сконструирована с таким уровнем гибкости и масштабируемости, что подходит как для среднего и малого бизнеса, так и для крупных предприятий в любой отрасли.

Основные достоинства подсистемы «Бюджетирование»:
  • Кастомизация. Весь функционал легко настраивается под индивидуальные задачи каждой конкретной организации.
  • Оперативность. Для получения бюджетов не нужно ждать, пока подразделения сформируют и пришлют отчеты – они уже готовы в онлайн-режиме.
  • Экономия трудозатрат. Данные вводятся однократно и в дальнейшем не нужно тратить время на добавление в финансовые планы данных, полученных из других подразделений.
  • Безопасность. Информация надежно защищена от утраты и несанкционированного доступа.
  • Инструменты финансового моделирования. Планирование осуществляется с учетом всевозможных внешних и внутренних факторов.
  • Предложения по росту прибыли. Моделирование перспективных финансовых состояний компании исходя как из имеющихся ресурсов, так и из возможности по привлечению дополнительных средств.
  • Контроль затрат. Оперативный контроль над расходованием денежных средств в момент создания заявки на их выплату.
  • Скользящее планирование. По завершении периода в ранее введенные планы добавляются актуальные корректировки.
  • Глубокий план-факт и план-план анализ. Анализ бизнес-модели проводится посредством трех различных типов бюджетных отчетов.

При успешном внедрении подсистемы «Бюджетирование» методы бюджетного планирования могут использоваться на стратегическом, тактическом и операционном уровнях. Это способствует существенному росту эффективности и экономической взвешенности принимаемых управленческих решений.

Блок «Бюджетирование» включен в программные продукты «1С:ERP» и «1С:Комплексная автоматизация».

Автоматизация системы бюджетирования

При выборе программы для автоматизации бюджетирования важно учесть ряд факторов:

  • количество пользователей;
  • модель внедрения, к которой решили прибегнуть;
  • совместимость ПО с текущей информационной экосистемой;
  • масштабируемость решения;
  • гибкость настроек под специфику вашего бизнеса;
  • возможность работы с большими массивами данных;
  • наглядная и детализированная отчетность;
  • простота импорта данных из сторонних систем;
  • стоимость самой программы, внедрения и владения;
  • наличие оперативной консультационной и технической поддержки.

На рынке представлены как специализированные решения для бюджетирования, так и комплексные продукты, имеющие в своем составе модуль бюджетирования.

Перечислим основной функционал, который должен присутствовать в системе для осуществления базовых задач по автоматизации бюджетирования:

  • формирование любых видов бюджета в сжатые сроки;
  • создание целостной системы платежей на предприятиях со сложной внутренней структурой и в холдингах;
  • регулярный план-фактный анализ деятельности компании;
  • автоматический контроль всех расходов и платежей с учетом лимитов;
  • контроль сроков исполнения, корректности согласования и подписания документов.

Ниже мы рассмотрим наиболее востребованные в России программные продукты для работы с бюджетированием: систему Бит.Финанс и подсистему «Бюджетирование» в рамках 1C:ERP и 1C:КА.

Бюджетирование в Бит.Финанс

Бит.Финанс – специализированное программное решение для автоматизации бюджетирования. Поставляется в шести вариантах, отличающихся набором функционала и назначением: Стандарт, Проф, Управленческий учет, Холдинг, МСФО и Управление торговлей 8. Решение на 100% совместимо с 1С в любой конфигурации.

Основные функциональные возможности:
  • Формирование всех видов бюджетов: функциональных, операционных, вспомогательных, мастер-бюджетов, в том числе мультивалютных.
  • Составление сценариев планирования и прогнозирования.
  • Сбор и анализ мастер-бюджетов (БДДС, БДР, ББЛ).
  • Планирование зависимых статей оборотов.
  • Распределение бюджета.
  • Планирование от достигнутого, по бизнес-драйверам, многосценарное.
  • Оперативный контроль затрат.
  • Гибкое формирование произвольных аналитических отчетов в 17-ти разрезах.
  • Сопоставление аналитик регламентированного и управленческого учета.
  • Получение фактических данных по бюджетам.
  • Корректировка и актуализация бюджета.
  • Минимизация кассового разрыва.
  • Импорт данных из сторонних систем.
  • Подготовка данных для анализа продуктивности деятельности различных ЦФО.
  • Интеграция подразделений в общую информационную модель, что способствует гибкому распределению финансовой ответственности.
  • Консолидация корпоративной отчетности (в поставках «Управленческий учет», «Холдинг»).
  • Учет по МСФО и GAAP (в поставках «Управленческий учет», «Холдинг», «МСФО»).
  • Управление MDM (в поставках «Управление торговлей», «Холдинг»).
  • Параллельный учет внеоборотных активов (в поставке «МСФО»).

Механизм бизнес-процессов, заложенный в основу системы, позволяет делегировать средствам автоматизации регламент бюджетирования любой компании или холдинга – от ввода плановых данных до формирования консолидированной отчётности.





Бюджетирование в 1C:ERP

Продукт «1С:ERP Управление предприятием» позволяет создать комплексную информационную систему для управления деятельностью предприятия любого масштаба и сферы, используя лучшие международные методики и многолетнюю российскую практику. В подсистеме «Бюджетирование» в 1С:ERP реализованы механизмы масштабирования, легко настраиваемых форм бюджетов и аналитической отчетности. Методы бюджетного планирования могут использоваться на стратегическом, тактическом и операционном уровнях.

Перечислим основные инструменты подсистемы:
  • Моделирование перспективных финансовых состояний на основании гибких критериев, с учетом имеющихся средств и возможностей привлечения вспомогательного капитала.
  • Учет данных из внешних источников при построении бизнес-модели, что особенно удобно при планировании оплат по планам продаж и закупок.
  • Оперативный контроль над расходованием денежных средств при формировании заявки на их выплату, с опцией по установке дополнительного лимита и блокировке при выходе за рамки заданных ограничений.
  • Сравнение прогнозных и фактических данных финансового состояния компании с использованием различных сценариев и оценкой итоговых сумм в множестве разрезов.
  • Скользящее планирование, при котором на основе фактического анализа, например, квартальный план каждый месяц уточняется.
  • Анализ бизнес-модели с использованием только плановых, плановых и фактических значений, а также сравнения сценариев, что позволяет контролировать отклонения по бюджетным статьям.
  • Контроль регламента бюджетного процесса, предполагающий его описание в виде бюджетных этапов и осуществление персонифицированной ответственности исполнителей за выполнение задач.
  • Контроль за своевременным выполнением бюджетного процесса посредством специализированного рабочего места, позволяющего визуально отобразить большие объемы данных в компактном представлении.
Получить демо

Продукт 1С:ERP предназначен для автоматизации бюджетирования на предприятиях, где оно уже ведется – например, в табличных формах или 1С:УПП, и там, где оно пока отсутствует. В обоих случаях наши опытные консультанты и программисты могут оказать всю необходимую помощь по анализу потребностей, настройке и доработке системы, обучению пользователей и дальнейшей технической поддержке.

Бюджетирование в 1C:Комплексная автоматизация

«1С:Комплексная автоматизация» – прикладное решение, совмещающее в себе большое количество бизнес-процессов и интегрирующее функции автоматизации в единое информационное пространство, которое позволяет отразить всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Бюджетирование в 1С:КА позволяет гибко осуществлять планирование бюджетов компании, вырабатывать оптимальные решения, вести финансовый анализ хозяйственной деятельности и контролировать достижение финансовых целей компании. Функционал подсистемы идентичен возможностям блока «Бюджетирование» в «1С:ERP».

Интерфейс 1С:Комплексная автоматизация


Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Благодаря правильным отчётам можно видеть реальную картину движения денежных средств на предприятиях группы, что позволяет оптимизировать финансовые потоки. Наши ожидания полностью сбылись, выражаем огромную благодарность проектной команде компании Первый БИТ и надеемся на дальнейшее сотрудничество».
О. Карпов
руководитель отдела бюджетирования ОАО "Оборонстрой"
«Мы ознакомились с системой и поняли, что это именно то, что нам нужно. QlikView позволяет получать информацию из любых учетных систем, может объединять и дифференцировать данные, представляет их в виде диаграмм, графиков и готовых отчетов, а это очень удобно».
Мехмет Бодур
директор по продуктам Tommy Hilfiger Europe B.V.
«Операции упростились и ведутся в единой базе с едиными справочниками, что позволяет оперативно получать управленческую отчетность. Одним словом, бизнес-процессы стали "прямыми". Работа сотрудников финансового департамента – более регламентированной и прозрачной, а в итоге – проще».
Владимир Лебединский
директор департамента информационных технологий «Росинжиниринга»